Современное воспитание: традиции и инновации Л.В. Калашникова, МБОУ Гимназия № 1 имени Н.М. Пржевальского, г. Смоленск Воспитание великое дело: им решается участь человека. В.Г. Белинский В статье раскрываются условия инновационной работы в воспитании, деятельность классного руководителя Ключевые слова: образовательный процесс, традиционные методики воспитания, инновационные методики воспитания, соци¬ализация личности, воспитательная система класса Наступивший XXI век называют веком Человека. И если об¬разование есть отражение состояния цивилизации, а в ядре обще¬ственных явлений находится человек, то в связи с переходом обще¬ства к новому социально-экономическому и политическому укладу человечеству пора заняться самим собой и понять всю меру ответ¬ственности за свое бытие в прошлом, настоящем и будущем. Со¬временному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией. Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самосто-ятельного творческого поиска ученика. В условиях быстро меняющегося мира и формирования ново¬го стиля жизни образовательная система должна адекватно реаги¬ровать на запросы общества, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было наработано не одним поколением русских и со¬ветских ученых и педагогов. Однако система образования сегодня весьма далека от со¬вершенства, от требований и новых задач, стоящих перед государ¬ством. И мы задаем себе вопрос — не слишком ли в последние не¬сколько десятков лет педагоги увлекались традиционным обучени¬ем и воспитанием и не стремились экспериментировать, внедрять что-то новое и при этом не заметили, насколько сильно изменилась жизнь вокруг нас и наших учеников, а вместе с ней и социальный заказ, стоящий перед образованием в настоящее время. В то же время традиционные методики в настоящее время являются тем столпом, на котором держится процесс обучения и воспитания. Именно поэтому в Концепции модернизации Российского образо-вания так же декларируется сохранение лучших традиций отече¬ственного образования. Такая позиция соответствует двойственно¬сти самого образовательного процесса, включающего в себя одно¬временно: — преодоление и сохранение, — деятельную активность и созерцание, — новизну и традиционность. В обеспечении непрерывности процесса развития образова¬тельной системы значительная роль принадлежит традициям. По¬нятие «традиция» в переводе с латинского означает «передача». В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля дается определение: «Традиция — преданье, все, что устно перешло от од¬ного поколения на другое». СИ. Ожегов пишет: «Традиция — то, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем преданья, устной или литературной передачи (например, идеи, зна¬ния, взгляды, образ действий, вкусы)». В исследованиях профессо¬ра В.И. Гема находим, что традиции — это форма реализации пре¬емственности между поколениями. К.Д. Ушинский внес термин «исторические традиции в воспитании». А.С. Макаренко ввел тер¬мины: преемственность поколений в коллективе, традиции. Существование традиций невозможно без внедрения иннова¬ций. Чтобы это доказать, нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое — это хорошо забытое старое». А если говорить об обра¬зовательном процессе, то можно сказать, что все старое когда-то было новым и те методы формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными. От¬сюда можно сделать вывод о том, что не стремясь внедрять инно¬вации мы не получим традиций, которые будут олицетворением всего самого лучшего, что накоплено в системе образования за многие годы. Понятие «инновация» относится не только к созданию и рас¬пространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, поэтому надо делать ак¬цент на психологической подготовке педагогов к работе по иннова¬ционным технологиям через включение педагогов в активное об¬суждение проблем развивающего обучения на основе индивиду¬ального подхода к каждому ребенку. Об инновациях в образовании в последнее время много гово¬рят и пишут, особенно в контексте стандартов нового поколения. Развитие творчества, креативности, инновационное™ мышления невозможно представить без инноваций в образовании, особенно без изучения представлений об инновациях в воспитании, а также разработки и реализации их современной составляющей, которые создают позитивное социальное пространство, эффективные усло¬вия для формирования личности обучающегося. Успешная социализация личности является важнейшим направлением ФГОС нового поколения, в котором отмечается, что «обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, ком¬петентного гражданина России» является частью процесса пози¬тивной, успешной социализации. Процесс успешной социализации предполагает эффективную социальную адаптацию человека в об-ществе, а также его способность в определенной мере противосто¬ять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его само¬развитию, самоактуализации, самоутверждению. Инновационная работа в школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововве¬дения; реализация нововведения; закрепление новшества, превра¬щение в традиции. Сегодня, в условиях модернизации системы образования, предъявляются требования к профессиональной компетенции педа¬гогических работников. Педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные зада¬чи: — диагностировать уровень развития обучающихся, выстраи¬вать на основе полученных данных технологические, реально до¬стижимые цели и задачи педагогической деятельности; — творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные технологии, методические приемы; — отбирать целесообразные содержания, способы и средства с учетом зоны ближайшего развития изменяемых познавательных и социальных характеристик учащихся; — сотрудничать с родителями, общественностью. Таким образом, обучение перестает быть основным видом деятельности классного руководителя; акценты в целях деятельно¬сти смещаются на организацию образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей становление ключевых компетенций, сре¬ди которых являются: личностные компетенции (умения самоорга¬низации, самореализации); социальные компетенции (умения взаи¬модействовать); предметные компетенции (базовые умения, обес¬печивающие социальную адаптацию). В развитии индивидуальности каждого ребенка имеет боль¬шое значение работа классного руководителя. Работая с детьми, классные руководители нацелены на реализацию личностно-ориентированного подхода, используют дифференцированный и индивидуальные подходы. Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоз¬зрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитание является целена¬правленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления. При этом от классного руководителя требуется творческое видение, знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, навыков владения проектными методиками, методом социального проектирования и различными методами пе¬дагогической диагностики, анализа, значительной эрудиции и куль¬туры. Классный руководитель — это учитель и воспитатель, настав-ник и друг, организатор и соратник, защитник и контролер, разра¬ботчик и инспектор. В гимназии каждый классный руководитель разрабатывает воспитательную систему класса. Она включает в себя индивиду¬ально-групповой, ценностно-ориентационный, аналитико-диагностический и функционально-деятельностный компоненты. У каждого классного руководителя создана и накапливается элек-тронная база данных. Классные руководители активно используют возможности сети Интернет, общаются по вопросам воспитания с коллегами из других городов и регионов на различных форумах. Заседания ШМО классных руководителей проходят только в ин¬терактивных формах (тренинги, игры, упражнения, разбор педаго¬гических ситуаций). Итак, инновации в воспитании осуществляются не как само¬цель, они направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Инновации в области воспитания требуют высокого профес¬сионализма учителя — творца. Профессия учителя-воспитателя все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности детей. Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализа-ции. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором. Конечно, никогда не исчезнет изначаль¬ная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок -это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Именно так рассматривается личность в Концепции модернизации образо¬вания. Знание ученика — критерий труда учителя, учеба — это боль¬шой и нелегкий труд, он особенный, это труд души, формирующий личность. Повторяя известную строку поэта «Учитель, воспитай ученика», почему-то реже заканчиваем ее: «чтобы было потом у кого учиться». А ведь именно в этих словах заключен высокий смысл учительского труда. Литература 1. Артеменко З.В. Азбука форм воспитательной работы: Справ. / З.В. Артемен-ко. Ж.Е. Завадская. — Минск: Новое знание, 2001. — 313 с. 2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно нравствен¬ного развития и воспитания личности гражданина России.’ Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения. — М.: Просвещение, 2009. 3. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы’: [Характеристики форм воспитат. работы в шк. и рекомендации по их проведению] // Воспита¬ние школьников. — 2001. -№ 7. — С. 8-13. 4. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспита¬ние… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем Педагогическое общество России. — М., 2006. — 160 с. 5. Сокольников Ю. О тенденциях, перспективах и стратегии развития педаго¬гической науки на современном этапе: [Анализ истории исслед. воспитания в шк.] // Воспитание школьников. — 2001. — №9.- С. 2-8

Яндекс.Метрика