УДК 371, 37.047
Ткачева Ольга Ильинична, учитель биологии, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 410 Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург, РФ).
E-mail: director@school410.spb.ru.
Кондракова Ирина Эдуардовна, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург, РФ).
E-mail: condrakova.irina@yandex.ru.
Симонова Анастасия Валерьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 410 Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург, РФ).
E-mail: nastya-ii@yandex.ru.
В статье рассматривается возможность реализации конвергентного подхода в образовательном процессе современной школы. В качестве управленческого решения предложено описание инновационного проекта «Лаборатория школьного технопредпринимательства ”Инноватикум”» как технологии содействия формированию и развитию современной технологической и технопредпринимательской культуры учащихся.
Ключевые слова: конвергентное обучение, школьное технопредпринимательство, проектные технологии, управленческие механизмы.
В настоящее время происходит возврат к единой целостной картине мира. Перспектива роста возможностей развития человека затронет, прежде всего, экономику и, как следствие, образование: потребуются образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход, высокие технологии, опережающее обучение. Существенно, что новые подходы в содержании, формах, методах, технологиях обучения должны реализовываться уже на школьном уровне. Именно современная школа, в первую очередь, должна чутко реагировать на происходящие изменения.
Решение задач содействия формированию и развитию современной технологической и технопредпринимательской культуры учащихся, создания условий для профессионального самоопределения и проектирования карьерных траекторий, формирования «мягких» навыков в области коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности лежит в плоскости конвергентного образования. Одним из идеологов конвергентного подхода в области наук и технологий является М.В. Ковальчук, директор научно-исследовательского центра «Курчатовский институт». Он так определяет сущность этого подхода: «… это методология преодоления междисциплинарных границ научного и технологического знания, направленная на разработку способов и технологии создания “природоподобных объектов”».
Логика развития современной науки заключается в переходе от узкой специализации к междисциплинарности, а фактически к необходимости объединения наук. Гибридные технологии (НБИКС) опираются на синергическую интеграцию нано-, биотехнологий (позволяющих вводить конструирование неорганических материалов в биологическую часть), информационные технологии (позволяющие получить принципиально новую интеллектуальную систему) и когнитивные, социальные технологии (основанные на изучении сознания, познания, мыслительного процесса с помощью гуманитарных подходов). Основная цель конвергенции этих направлений – формирование новой технологической культуры. Это задает широкое трансдисциплинарное поле обновления содержания образования школьников. На современном этапе необходимы новые образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход и высокие технологии, опережающие обучение.
Современные выпускники не всегда ясно представляют себе будущую профессиональную перспективу, это усугубляется постоянными изменениями, характерными для VUCA-мира, следовательно, при определении траектории обучения лучше выбирать навыки, которые будут применимы в разных сценариях будущего – универсальные метанавыки или «мягкие» навыки (soft skills), важной составляющей должно стать карьерное проектирование и профессиональные пробы учащихся.
В этой логике в лицее № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга был разработан проект «Лаборатория школьного технопредпринимательства “Инноватикум”».
Замысел проекта сложился еще в 2019 году, когда лицей анонсировал новый проект на форуме старшеклассников Санкт-Петербурга. В ходе форума участники узнали, какие существуют направления «стартапов», от чего зависит успешность новаторского проекта и какие идеи в ближайшие годы смогут быть востребованными, а какие окажутся устаревшими.
Форум «Инноватикум» стал инновационной площадкой для диалога представителей бизнеса, науки и образования. В мероприятии приняли участие крупнейшие российские компании: «Север Минералс», «Национальная инжиниринговая компания», «Деловая пресса», представители которых выступили в качестве экспертов по бизнесу и технопредпринимательству, поделились с учащимися и педагогами секретами своей успешности. Проведение следующего форума состоялось на базе Центра медиаискусств, где прошли мастер-классы с использованием новейшего оборудования по различным направлениям. Экспертный совет высоко оценил работу участников форума (учащихся образовательных учреждений города (очно), учащихся школ РФ (в дистанционном формате)). Работа форума строилась по принципу лаборатории: подготовительный этап включал в себя размещение установочных лекций на сайте проекта, встречи с успешными бизнесменами города, кейноты (короткие выступления) от экспертов бизнес-сообщества и науки.
Идея представляемого проекта состоит в трансформации события в механизм осуществления образовательного процесса и создания ресурсно-насыщенной информационно-образовательной среды с целью формирования новой технологической и предпринимательской культуры учащихся в ракурсе конвергентных наук. В такой перспективе проведение форума не будет носить одномоментный характер, а станет логическим завершением серьезных проектов и исследовательских изысканий, а работа экспертов позволит учащимся увидеть перспективы карьерного проектирования. Проект обеспечит повышение качества общего образования через использование сетевой формы реализации образовательных программ.
Реализация проекта предполагает изменение парадигмы научного знания с узкоспециализированных дисциплин на междисциплинарный подход в рамках внеурочной деятельности, использования новых технологий и методики преподавания во время занятий, а также посредством специально организованных мероприятий, целью которых станет применение на практике полученных знаний в инновационной среде.
В соответствии с заявленной целью проекта (формирование современной технологической и предпринимательской культуры, создание условий для профессионального самоопределения, формирование «мягких» навыков в области коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности) в образовательном процессе и совершенствовании образовательной среды планируется использовать конвергенцию наук и НБИКС-технологий (нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии, когнитивные технологии, социальные технологии). Таким условием является исследовательская и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в современной концепции технонауки, когда исследовательские результаты реализуются в проектных продуктах, ориентированных на улучшение качества жизни.
Важной частью реализации проекта выступает организация исследовательской и проектной деятельности школьников в лаборатории школьного технопредпринимательства, основанной на исходном знании в нескольких предметных областях – биологии, химии, физики и информатики, что потребует переоснащения кабинетов по названным предметам. Кроме того, необходимым условием достижения целей проекта является создание коворкинг-зоны и расширенной инфраструктуры медиапространства, STA-студии. Созданная в лицее открытая информационно-образовательная среда благодаря насыщенности и привлекательности выступает условием вовлечения всех учащихся в работу лаборатории «Инноватикум», обеспечивает вовлеченность родительского сообщества и сетевых партнеров.
Мероприятия и события проекта ориентированы на учащихся разного возраста – старшей, основной и начальной школы и дошкольников, участие которых в деятельности лаборатории обеспечивается в соответствии с уровнем обучения и возрастными особенностями, что определяет статус их участия: организатор, участник, зритель и пр.
Деятельность лаборатории осуществляется в рамках учебной и внеурочной деятельности и дополнительного образования учащихся.
Для воспитания обучающихся и формирования у них социальных компетенций и «мягких» навыков в лицее принят «Стандарт дополнительного образования лицеиста», в состав которого вошли следующие направления:
- проектно-исследовательская деятельность,
- дополнительное образование по учебным предметам,
- формирование общей культуры лицеиста,
- формирование здорового образа жизни.
Такой подход к организации обучения школьников позволяет нам реализовать идею интеграции основного и дополнительного образования, а также обеспечивает индивидуализацию образовательных маршрутов обучающихся, поскольку каждый самостоятельно выбирает предметную область исследовательских интересов. Убеждены, что такой личностно-ориентированный подход позволит каждому нашему лицеисту увидеть свои уникальные перспективы в области карьерного проектирования.
Реализация проекта потребовала от административной команды лицея и всего педагогического коллектива если не коренных изменений внутри школы, то точно корректировки управленческих решений и поиска соответствующих управленческих механизмов. Если коротко, то они укладываются в несколько групп мероприятий:
- Формирование организационно-управленческого механизма реализации Проекта:
— корректировка программно-планирующей документации (Программа развития, образовательная программа, рабочие программы урочной и внеурочной деятельности);
— разработка организационно-правовых и распорядительных документов, регламентирующих реализацию Проекта (положения, договоры, приказы, распоряжения, штатное расписание и т.д., включая регламенты по работе с кадрами);
— введение в штатное расписание должности тьютора, в обязанности которого будет входить психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
— создание Координационного совета, осуществляющего функцию управления Проектом, позволяющего контролировать и корректировать ход работ по его реализации;
— модернизация общеобразовательного и предметно-специализированного пространства лицея;
— создание специализированных инновационных образовательных пространств: коворкинг-зона, STA-студия;
— разработка системы информационного сопровождения Проекта.
2. Организация работы с педагогами по реализации Проекта (развитие кадрового потенциала):
— проведение обучающих семинаров для педагогов по использованию ими нового оборудования, открытых конвергентных уроков и мастер-классов на новом оборудовании;
— создание внутришкольных и межшкольных методических площадок;
— создание педагогических команд, участвующих в проведении конвергентных уроков и мероприятий междисциплинарного характера;
— организация инновационного пространства для свободного творческого общения педагогов (антиучительской).
3. Организация работы с обучающимися по реализации Проекта:
— разработка индивидуальных образовательных маршрутов учащихся по исследовательской деятельности и карьерному проектированию;
— организация работы междисциплинарной лаборатории школьного технопредпринимательства: экспертные сессии с успешными представителями науки и бизнеса, ведущими экспертами в области конвергентных технологий; проведение мастер-классов, видео-лекций, keynote, workshop для обучающихся лицея и представителей школ – участниц Проекта; PRO-активности обучающихся: флэшмобы, QR-квесты, интеллектуальные перемены, инсталляции, научный StandUp, TED-talk-сессии, хакатоны; организация и проведение дней науки и техники; проведение регионального конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Паруса науки». Открытие новой секции конвергентной направленности «На стыке наук» (февраль 2022 г.); организация и ежегодное проведение всероссийского форума школьников «Инноватикум» в рамках Петербургского международного образовательного форума и др.
Справедливости ради надо сказать, что сам проект начинался с работы форума школьного технопредпринимательства как платформы для формирования умений поиска технологических решений на основе результатов исследований. В 2022 году состоялся уже третий такой форум старшеклассников. В этом году в силу ряда пандемийных ограничений он проходил с участием школьников 8 – 11-х классов образовательных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Форум – 2022 прошел под общей идеей «Мои умения сегодня – мои возможности завтра!». Командам школ был предложен широкий веер маршрутов, который они выбирали в ходе регистрации. Сами мастер-классы и PRO-активности были построены таким образом, чтобы старшеклассники смогли именно в логике конвергентного обучения попробовать себя в области коммуникации и кооперации, профессионального самоопределения, создать собственный продукт и представить его на экспертной сессии.
Ниже представлены перечень площадок и содержание их работы на форуме.
Название площадки | Содержание работы | Организация-партнер |
Публичные выступления | В рамках мастер-класса обучающиеся знакомятся с инструментами для подготовки к любому публичному выступлению, правилами структурирования своей речи, а также методами воздействия на аудиторию. Также в рамках модуля участники смогут попрактиковаться в применении полученных знаний, получив обратную связь от всех участников занятия | Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Академия талантов» Санкт-Петербурга |
Можно ли управлять мышлением? Тайны человеческого сознания | В этом мастер-классе мы вместе рассмотрим человеческое мышление в ежедневной жизни с точки зрения логических правил. С примерами из переписок, твитов, обсуждений в Интернете мы сначала будем изучать некоторые логические правила и ошибки. Затем свои позиции об одной проблемной теме будем письменно аргументировать. В конце, оценивая ваши работы, закончим наш мастер-класс презентацией полученных результатов | Институт педагогики Санкт-Петербургского государственного университета |
Предпринимательство для всех или как зарабатывать на всем! | На данном мастер-классе участники поучаствуют в беседе по основам предпринимательства и созданию стартапа. Прослушают отдельный блок «Как зарабатывать на идеях». Попробуют создать свой собственный бизнес-проект и в конце мастер-класса научатся грамотно представлять его | Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена |
«ЛРОС – среда, развивающая личностный потенциал» | Каждый человек уникален, он имеет собственный набор тех или иных ресурсов, которыми способен управлять. Для успешного управления своим уникальным набором ресурсов в собственных интересах необходимо прожить опыт определенного набора ситуаций: ● Ситуация неопределенности, когда мы или не знаем, или ищем, что делать. Мы не можем выбрать направление собственных действий, приложения усилий. Ключевые вопросы: «Чего я на самом деле хочу?», «Что мне важно?» ● Ситуация, когда нам дана цель и надо ее достичь. Ключевой вопрос: «Как мне достичь того, чего я хочу, что мне важно?» ● Ситуация угрозы или давления – нам необходимо с ней справиться, сохранить себя. Сюда же – остановиться и пересмотреть, кто я и зачем мне это нужно. Ключевые вопросы: «Как мне справиться?», «Кто я, попавший в эту ситуацию?», «Правда ли это то, чего я хочу?», «Чему я учусь на этом?». Трем типам ситуаций соответствуют три главных функции личностного потенциала и три его подструктуры: потенциал самоопределения;потенциал реализации/достижения;потенциал сохранения, жизнестойкости. Как же создать образовательную среду в школе, которая способствовала бы развитию личностного потенциала? В этом вопросе мы с вами попытаемся разобраться. Спроектированная вами среда будет способствовать развитию трех подструктур личностного потенциала? Если да, то в чем? | Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» |
Национальная технологическая инициатива – возможности для каждого! | Что такое Национальная технологическая инициатива? Что такое технологическое лидерство? Может ли Россия стать мировым технологическим лидером? Что для этого нужно? Это и многое другое вы сможете узнать в рамках мастер-класса «Национальная технологическая инициатива – возможности для каждого!» Мы разберемся в том, какие наиболее инновационные стартапы существуют в России, какие технологии будут востребованы через 20 – 30 лет и самое главное, что может сделать каждый из нас для того, чтобы сделать Россию лидером технологического процесса | «Точка кипения» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург |
ТехноСТАРТап | Сейчас высокие технологии окружают нас буквально повсюду. Появление новых материалов и устройств изменило все сферы нашей жизни. От домашней лампочки до космоса – везде используются наукоемкие разработки. Ежегодно создаются новые материалы, улучшается и изменяется техника. Все это возможно лишь благодаря исследованиям в области фундаментальной науки, нанотехнологий, материаловедения, информационным технологиям и другим не менее важным направлениям. В подавляющем большинстве все разработки призваны решить какую-то проблему. Многие проблемы решило бы создание и использование еще неразработанных материалов. Но и на основе любого уже существующего материала можно разработать свой стартап! Участникам предстоит решить проблемы применения технологий, выявить и проработать целевую аудиторию, просчитать бюджет и открыть для себя потрясающий мир метаматериалов! Финальный продукт: разработанный проект для решения одной из актуальных проблем, который будет основан на производстве или применении высокотехнологичной разработки | Автономная некоммерческая просветительская организация в области естествознания и высоких технологий «Школьная лига РОСНАНО» |
Лидерство: личный бренд | Площадка является интеграцией практикоориентированного курса по построению личного бренда в молодежной среде и тренд-сессии о возможностях молодежной политики. Финальный продукт – карта возможностей для личного продвижения на разных уровнях (от микрогруппы до федеральных и международных проектов) | Образовательный центр «Сфера успеха» |
Проектное мышление | Проектная лаборатория – технология, обеспечивающая акселерацию проектных решений: единого социокультурного пространства для успешной самореализации подростков и молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала и дальнейшее развитие, а также на содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышение ее роли в жизни города и страны | Образовательный центр «Сфера успеха» |
Карьерное проектирование | Карьерное проектирование – процесс формирования образа профессионального будущего в опоре на компетентностный каркас, непрерывно формирующийся из совокупности понимания личностных особенностей и пройденных профессиональных проб. Задача площадки: сформировать образ будущего через формирование макета Петербурга как города будущего через Стратегию социально-экономического развития СПб до 2035 года (специальный город, комфортный город, открытый город, умный город) | Образовательный центр «Сфера успеха» |
Как достичь успеха? | Сегодня каждый встает перед профессиональным выбором. Что такое карьерная траектория от школы до специальности. Как понять свое предназначение? Как подготовиться к итоговой аттестации и какой институт выбрать? Что изучать и как написать резюме? На мастер-классе каждый создаст индивидуальный профессиональный трек в соответствии со своими уникальными способностями и сможет оценить перспективы собственной карьеры | «Навигатор поступления» Санкт-Петербурга |
Этим активностям предшествовала квест-курсия (навигация с элементами дополненной реальности по инновационному пространству лицея – поиск информации и идей по выбранному направлению) и ТЭD-лекция от представителя «Школьной лиги РОСНАНО» о современных материалах и решениях актуальных проблем сегодняшнего дня. В завершение форума ребята в творческой форме представили результаты своей работы и получили высокую оценку экспертов.
Форум школьников 8 – 11-х классов «ИННОВАТИКУМ» позволил каждому участнику в формате PRO-активного погружения стать сопричастным к глобальным изменениям в мире и осознать, что будущее формируется сегодня.
Проект получил грантовую поддержку Правительства Санкт-Петербурга в 2021 году. Конечно, пока еще рано говорить об образовательных результатах. Но уже сегодня можно утверждать, что у лицеистов резко повысился запрос на участие в работе лаборатории; ощутимо возросла включенность педагогов в разработку уроков конвергентного обучения; расширился круг социальных партнеров, участвующих в реализации проекта. Мы уверены, что в результате реализации проекта сможем зафиксировать следующие позитивные изменения:
- формирование и развитие познавательной мотивации и, следовательно, повышение качества образовательных результатов;
- формирование целостной картины научных и социальных реалий через обеспечение междисциплинарного синтеза знаний и поиска на этой основе решений исследовательских проблем средствами социально ориентированных проектов;
- формирование у обучающихся предпрофессиональных компетенций, соотнесение собственных возможностей и особенностей с представлениями о будущей профессии;
- формирование у обучающихся «мягких» навыков в области коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности;
- формирование культуры технопредпринимательства и повышение социальной активности учащихся;
- повышение цифровой компетентности обучающихся и педагогов лицея;
- повышение уровня удовлетворенности основных стейкхолдеров (учащихся, педагогов, родителей, партнеров) качеством преподавания в лицее.
Мы описали логику широкомасштабного проекта, который потребовал концентрации управленческих сил и ресурсов внутренних и внешних. При этом, убеждены, что реализация подобного проекта сегодня доступно каждому учреждению, которое задумывается на тем, что как писал Вильям Штерн «Детское развитие есть конвергенция внутренних задатков с внешними условиями».