ЛАБОРАТОРИЯ ШКОЛЬНОГО ТЕХНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА «ИННОВАТИКУМ»: ОТ ЗАМЫСЛА ДО РЕЗУЛЬТАТА

ЛАБОРАТОРИЯ ШКОЛЬНОГО ТЕХНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА «ИННОВАТИКУМ»: ОТ ЗАМЫСЛА ДО РЕЗУЛЬТАТА

УДК 371, 37.047

Ткачева Ольга Ильинична, учитель биологии, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 410 Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург, РФ).
E-mail: director@school410.spb.ru.

Кондракова Ирина Эдуардовна, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург, РФ).
E-mail: condrakova.irina@yandex.ru.

Симонова Анастасия Валерьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 410 Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург, РФ).
E-mail: nastya-ii@yandex.ru.

В статье рассматривается возможность реализации конвергентного подхода в образовательном процессе современной школы. В качестве управленческого решения предложено описание инновационного проекта «Лаборатория школьного технопредпринимательства ”Инноватикум”» как технологии содействия формированию и развитию современной технологической и технопредпринимательской культуры учащихся.

Ключевые слова: конвергентное обучение, школьное технопредпринимательство, проектные технологии, управленческие механизмы.

В настоящее время происходит возврат к единой целостной картине мира. Перспектива роста возможностей развития человека затронет, прежде всего, экономику и, как следствие, образование: потребуются образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход, высокие технологии, опережающее обучение. Существенно, что новые подходы в содержании, формах, методах, технологиях обучения должны реализовываться уже на школьном уровне. Именно современная школа, в первую очередь, должна чутко реагировать на происходящие изменения.

Решение задач содействия формированию и развитию современной технологической и технопредпринимательской культуры учащихся, создания условий для профессионального самоопределения и проектирования карьерных траекторий, формирования «мягких» навыков в области коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности лежит в плоскости конвергентного образования. Одним из идеологов конвергентного подхода в области наук и технологий является М.В. Ковальчук, директор научно-исследовательского центра «Курчатовский институт». Он так определяет сущность этого подхода: «… это методология преодоления междисциплинарных границ научного и технологического знания, направленная на разработку способов и технологии создания “природоподобных объектов”».

Логика развития современной науки заключается в переходе от узкой специализации к междисциплинарности, а фактически к необходимости объединения наук. Гибридные технологии (НБИКС) опираются на синергическую интеграцию нано-, биотехнологий (позволяющих вводить конструирование неорганических материалов в биологическую часть), информационные технологии (позволяющие получить принципиально новую интеллектуальную систему) и когнитивные, социальные технологии (основанные на изучении сознания, познания, мыслительного процесса с помощью гуманитарных подходов). Основная цель конвергенции этих направлений – формирование новой технологической культуры. Это задает широкое трансдисциплинарное поле обновления содержания образования школьников. На современном этапе необходимы новые образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход и высокие технологии, опережающие обучение.

Современные выпускники не всегда ясно представляют себе будущую профессиональную перспективу, это усугубляется постоянными изменениями, характерными для VUCA-мира, следовательно, при определении траектории обучения лучше выбирать навыки, которые будут применимы в разных сценариях будущего – универсальные метанавыки или «мягкие» навыки (soft skills), важной составляющей должно стать карьерное проектирование и профессиональные пробы учащихся.

В этой логике в лицее № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга был разработан проект «Лаборатория школьного технопредпринимательства “Инноватикум”».

Замысел проекта сложился еще в 2019 году, когда лицей анонсировал новый проект на форуме старшеклассников Санкт-Петербурга. В ходе форума участники узнали, какие существуют направления «стартапов», от чего зависит успешность новаторского проекта и какие идеи в ближайшие годы смогут быть востребованными, а какие окажутся устаревшими.

Форум «Инноватикум» стал инновационной площадкой для диалога представителей бизнеса, науки и образования. В мероприятии приняли участие крупнейшие российские компании: «Север Минералс», «Национальная инжиниринговая компания», «Деловая пресса», представители которых выступили в качестве экспертов по бизнесу и технопредпринимательству, поделились с учащимися и педагогами секретами своей успешности. Проведение следующего форума состоялось на базе Центра медиаискусств, где прошли мастер-классы с использованием новейшего оборудования по различным направлениям. Экспертный совет высоко оценил работу участников форума (учащихся образовательных учреждений города (очно), учащихся школ РФ (в дистанционном формате)). Работа форума строилась по принципу лаборатории: подготовительный этап включал в себя размещение установочных лекций на сайте проекта, встречи с успешными бизнесменами города, кейноты (короткие выступления) от экспертов бизнес-сообщества и науки.

Идея представляемого проекта состоит в трансформации события в механизм осуществления образовательного процесса и создания ресурсно-насыщенной информационно-образовательной среды с целью формирования новой технологической и предпринимательской культуры учащихся в ракурсе конвергентных наук. В такой перспективе проведение форума не будет носить одномоментный характер, а станет логическим завершением серьезных проектов и исследовательских изысканий, а работа экспертов позволит учащимся увидеть перспективы карьерного проектирования. Проект обеспечит повышение качества общего образования через использование сетевой формы реализации образовательных программ.

Реализация проекта предполагает изменение парадигмы научного знания с узкоспециализированных дисциплин на междисциплинарный подход в рамках внеурочной деятельности, использования новых технологий и методики преподавания во время занятий, а также посредством специально организованных мероприятий, целью которых станет применение на практике полученных знаний в инновационной среде.

В соответствии с заявленной целью проекта (формирование современной технологической и предпринимательской культуры, создание условий для профессионального самоопределения, формирование «мягких» навыков в области коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности) в образовательном процессе и совершенствовании образовательной среды планируется использовать конвергенцию наук и НБИКС-технологий (нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии, когнитивные технологии, социальные технологии). Таким условием является исследовательская и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в современной концепции технонауки, когда исследовательские результаты реализуются в проектных продуктах, ориентированных на улучшение качества жизни.

Важной частью реализации проекта выступает организация исследовательской и проектной деятельности школьников в лаборатории школьного технопредпринимательства, основанной на исходном знании в нескольких предметных областях – биологии, химии, физики и информатики, что потребует переоснащения кабинетов по названным предметам. Кроме того, необходимым условием достижения целей проекта является создание коворкинг-зоны и расширенной инфраструктуры медиапространства, STA-студии. Созданная в лицее открытая информационно-образовательная среда благодаря насыщенности и привлекательности выступает условием вовлечения всех учащихся в работу лаборатории «Инноватикум», обеспечивает вовлеченность родительского сообщества и сетевых партнеров.

Мероприятия и события проекта ориентированы на учащихся разного возраста – старшей, основной и начальной школы и дошкольников, участие которых в деятельности лаборатории обеспечивается в соответствии с уровнем обучения и возрастными особенностями, что определяет статус их участия: организатор, участник, зритель и пр.

Деятельность лаборатории осуществляется в рамках учебной и внеурочной деятельности и дополнительного образования учащихся.

Для воспитания обучающихся и формирования у них социальных компетенций и «мягких» навыков в лицее принят «Стандарт дополнительного образования лицеиста», в состав которого вошли следующие направления:

  • проектно-исследовательская деятельность,
  • дополнительное образование по учебным предметам,
  • формирование общей культуры лицеиста,
  • формирование здорового образа жизни.

Такой подход к организации обучения школьников позволяет нам реализовать идею интеграции основного и дополнительного образования, а также обеспечивает индивидуализацию образовательных маршрутов обучающихся, поскольку каждый самостоятельно выбирает предметную область исследовательских интересов. Убеждены, что такой личностно-ориентированный подход позволит каждому нашему лицеисту увидеть свои уникальные перспективы в области карьерного проектирования.

Реализация проекта потребовала от административной команды лицея и всего педагогического коллектива если не коренных изменений внутри школы, то точно корректировки управленческих решений и поиска соответствующих управленческих механизмов.  Если коротко, то они укладываются в несколько групп мероприятий:

  1. Формирование организационно-управленческого механизма реализации Проекта:

— корректировка программно-планирующей документации (Программа развития, образовательная программа, рабочие программы урочной и внеурочной деятельности);

— разработка организационно-правовых и распорядительных документов, регламентирующих реализацию Проекта (положения, договоры, приказы, распоряжения, штатное расписание и т.д., включая регламенты по работе с кадрами);

— введение в штатное расписание должности тьютора, в обязанности которого будет входить психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

— создание Координационного совета, осуществляющего функцию управления Проектом, позволяющего контролировать и корректировать ход работ по его реализации;

— модернизация общеобразовательного и предметно-специализированного пространства лицея;

— создание специализированных инновационных образовательных пространств: коворкинг-зона, STA-студия;

— разработка системы информационного сопровождения Проекта.

2. Организация работы с педагогами по реализации Проекта (развитие кадрового потенциала):

— проведение обучающих семинаров для педагогов по использованию ими нового оборудования, открытых конвергентных уроков и мастер-классов на новом оборудовании;

— создание внутришкольных и межшкольных методических площадок;

— создание педагогических команд, участвующих в проведении конвергентных уроков и мероприятий междисциплинарного характера;

— организация инновационного пространства для свободного творческого общения педагогов (антиучительской).

3. Организация работы с обучающимися по реализации Проекта:

— разработка индивидуальных образовательных маршрутов учащихся по исследовательской деятельности и карьерному проектированию;

— организация работы междисциплинарной лаборатории школьного технопредпринимательства: экспертные сессии с успешными представителями науки и бизнеса, ведущими экспертами в области конвергентных технологий; проведение мастер-классов, видео-лекций, keynote, workshop для обучающихся лицея и представителей школ – участниц Проекта; PRO-активности обучающихся: флэшмобы, QR-квесты, интеллектуальные перемены, инсталляции, научный StandUp, TED-talk-сессии, хакатоны; организация и проведение дней науки и техники; проведение регионального конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Паруса науки». Открытие новой секции конвергентной направленности «На стыке наук» (февраль 2022 г.); организация и ежегодное проведение всероссийского форума школьников «Инноватикум» в рамках Петербургского международного образовательного форума и др.

Справедливости ради надо сказать, что сам проект начинался с работы форума школьного технопредпринимательства как платформы для формирования умений поиска технологических решений на основе результатов исследований. В 2022 году состоялся уже третий такой форум старшеклассников. В этом году в силу ряда пандемийных ограничений он проходил с участием школьников 8 – 11-х классов образовательных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Форум – 2022 прошел под общей идеей «Мои умения сегодня – мои возможности завтра!». Командам школ был предложен широкий веер маршрутов, который они выбирали в ходе регистрации. Сами мастер-классы и PRO-активности были построены таким образом, чтобы старшеклассники смогли именно в логике конвергентного обучения попробовать себя в области коммуникации и кооперации, профессионального самоопределения, создать собственный продукт и представить его на экспертной сессии.

Ниже представлены перечень площадок и содержание их работы на форуме.

Название площадкиСодержание работыОрганизация-партнер
Публичные выступленияВ рамках мастер-класса обучающиеся знакомятся с  инструментами для подготовки к любому публичному выступлению, правилами структурирования своей речи, а также методами воздействия на аудиторию. Также в рамках модуля участники смогут попрактиковаться в применении полученных знаний, получив обратную связь от всех участников занятияГосударственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Академия талантов» Санкт-Петербурга
Можно ли управлять мышлением? Тайны человеческого сознанияВ этом мастер-классе мы вместе рассмотрим человеческое мышление в ежедневной жизни с точки зрения логических правил. С примерами из переписок, твитов, обсуждений в Интернете мы сначала будем изучать некоторые логические правила и ошибки. Затем свои позиции об одной проблемной теме будем письменно аргументировать. В конце, оценивая ваши работы, закончим наш мастер-класс презентацией полученных результатовИнститут педагогики Санкт-Петербургского государственного университета
Предпринимательство для всех или как зарабатывать на всем!На данном мастер-классе участники поучаствуют в беседе по основам предпринимательства и созданию стартапа. Прослушают отдельный блок «Как зарабатывать на идеях». Попробуют создать свой собственный бизнес-проект и в конце мастер-класса научатся грамотно представлять егоРоссийский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
«ЛРОС – среда, развивающая личностный потенциал»Каждый человек уникален, он имеет собственный набор тех или иных ресурсов, которыми способен управлять. Для успешного управления своим уникальным набором ресурсов в собственных интересах необходимо прожить опыт определенного набора ситуаций:  ● Ситуация неопределенности, когда мы или не знаем, или ищем, что делать. Мы не можем выбрать направление собственных действий, приложения усилий. Ключевые вопросы: «Чего я на самом деле хочу?», «Что мне важно?» ● Ситуация, когда нам дана цель и надо ее достичь. Ключевой вопрос: «Как мне достичь того, чего я хочу, что мне важно?» ● Ситуация угрозы или давления – нам необходимо с ней справиться, сохранить себя. Сюда же – остановиться и пересмотреть, кто я и зачем мне это нужно. Ключевые вопросы: «Как мне справиться?», «Кто я, попавший в эту ситуацию?», «Правда ли это то, чего я хочу?», «Чему я учусь на этом?». Трем типам ситуаций соответствуют три главных функции личностного потенциала и три его подструктуры: потенциал самоопределения;потенциал реализации/достижения;потенциал сохранения, жизнестойкости. Как же создать образовательную среду в школе, которая способствовала бы развитию личностного потенциала? В этом вопросе мы с вами попытаемся разобраться. Спроектированная вами среда будет способствовать развитию трех подструктур личностного потенциала? Если да, то в чем?Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» 
Национальная технологическая инициатива – возможности для каждого!Что такое Национальная технологическая инициатива? Что такое технологическое лидерство? Может ли Россия стать мировым технологическим лидером? Что для этого нужно? Это и многое другое вы сможете узнать в рамках мастер-класса «Национальная технологическая инициатива – возможности для каждого!» Мы разберемся в том, какие наиболее инновационные стартапы существуют в России, какие технологии будут востребованы через 20 – 30 лет и самое главное, что может сделать каждый из нас для того, чтобы сделать Россию лидером технологического процесса«Точка кипения» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург
ТехноСТАРТапСейчас высокие технологии окружают нас буквально повсюду. Появление новых материалов и устройств изменило все сферы нашей жизни. От домашней лампочки до космоса – везде используются наукоемкие разработки. Ежегодно создаются новые материалы, улучшается и изменяется техника. Все это возможно лишь благодаря исследованиям в области фундаментальной науки, нанотехнологий, материаловедения, информационным технологиям и другим не менее важным направлениям. В подавляющем большинстве все разработки призваны решить какую-то проблему. Многие проблемы решило бы создание и использование еще неразработанных материалов. Но и на основе любого уже существующего материала можно разработать свой стартап! Участникам предстоит решить проблемы применения технологий, выявить и проработать целевую аудиторию, просчитать бюджет и открыть для себя потрясающий мир метаматериалов! Финальный продукт: разработанный проект для решения одной из актуальных проблем, который будет основан на производстве или применении высокотехнологичной разработкиАвтономная некоммерческая просветительская организация в области естествознания и высоких технологий «Школьная лига РОСНАНО»
Лидерство: личный брендПлощадка является интеграцией практикоориентированного курса по построению личного бренда в молодежной среде и тренд-сессии о возможностях молодежной политики. Финальный продукт – карта возможностей для личного продвижения на разных уровнях (от микрогруппы до федеральных и международных проектов)Образовательный центр «Сфера успеха»
Проектное мышлениеПроектная лаборатория – технология, обеспечивающая акселерацию проектных решений: единого социокультурного пространства для успешной самореализации подростков и молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала и дальнейшее развитие, а также на содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышение ее роли в жизни города и страныОбразовательный центр «Сфера успеха»
Карьерное проектированиеКарьерное проектирование – процесс формирования образа профессионального будущего в опоре на компетентностный каркас, непрерывно формирующийся из совокупности понимания личностных особенностей и пройденных профессиональных проб. Задача площадки: сформировать образ будущего через формирование макета Петербурга как города будущего через Стратегию социально-экономического развития СПб до 2035 года (специальный город, комфортный город, открытый город, умный город)Образовательный центр «Сфера успеха»
Как достичь успеха?Сегодня каждый встает перед профессиональным выбором. Что такое карьерная траектория от школы до специальности. Как понять свое предназначение? Как подготовиться к итоговой аттестации и какой институт выбрать? Что изучать и как написать резюме? На мастер-классе каждый создаст индивидуальный профессиональный трек в соответствии со своими уникальными способностями и сможет оценить перспективы собственной карьеры«Навигатор поступления» Санкт-Петербурга

Этим активностям предшествовала квест-курсия (навигация с элементами дополненной реальности по инновационному пространству лицея – поиск информации и идей по выбранному направлению) и ТЭD-лекция от представителя «Школьной лиги РОСНАНО» о современных материалах и решениях актуальных проблем сегодняшнего дня. В завершение форума ребята в творческой форме представили результаты своей работы и получили высокую оценку экспертов.

Форум школьников 8 – 11-х классов «ИННОВАТИКУМ» позволил каждому участнику в формате PRO-активного погружения стать сопричастным к глобальным изменениям в мире и осознать, что будущее формируется сегодня.

Проект получил грантовую поддержку Правительства Санкт-Петербурга в 2021 году. Конечно, пока еще рано говорить об образовательных результатах. Но уже сегодня можно утверждать, что у лицеистов резко повысился запрос на участие в работе лаборатории; ощутимо возросла включенность педагогов в разработку уроков конвергентного обучения; расширился круг социальных партнеров, участвующих в реализации проекта. Мы уверены, что в результате реализации проекта сможем зафиксировать следующие позитивные изменения:

  • формирование и развитие познавательной мотивации и, следовательно, повышение качества образовательных результатов;
  • формирование целостной картины научных и социальных реалий через обеспечение междисциплинарного синтеза знаний и поиска на этой основе решений исследовательских проблем средствами социально ориентированных проектов;
  • формирование у обучающихся предпрофессиональных компетенций, соотнесение собственных возможностей и особенностей с представлениями о будущей профессии;
  • формирование у обучающихся «мягких» навыков в области коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности;
  • формирование культуры технопредпринимательства и повышение социальной активности учащихся;
  • повышение цифровой компетентности обучающихся и педагогов лицея;
  • повышение уровня удовлетворенности основных стейкхолдеров (учащихся, педагогов, родителей, партнеров) качеством преподавания в лицее.

Мы описали логику широкомасштабного проекта, который потребовал концентрации управленческих сил и ресурсов внутренних и внешних. При этом, убеждены, что реализация подобного проекта сегодня доступно каждому учреждению, которое задумывается на тем, что как писал Вильям Штерн «Детское развитие есть конвергенция внутренних задатков с внешними условиями».